В отличие от ряда аналитических обзоров и публикаций последних лет, большинство которых не дают нужной полноты или глубины картины, а иногда очевидно ориентированы на интересы определенных заказчиков, предлагаемое СберУниверситетом исследование производило впечатление системности и глубины, обещало результаты, от которых выигрывали как поставщики и потребители образовательного рынка, так и ученые-исследователи и бизнес-практики.
Наконец, исследование обещало высокую инструментальность оценок и выводов, богатый материал для осмысления в рамках будущих мозговых штурмов и конференций ведущих российских ассоциаций и объединений, связанных с бизнес-образованием, прежде всего, РАБО и НАСДОБР (Национального Совета по оценке качества делового и управленческого образования).
Исследование перед вами. Хочу отметить, что полученные результаты оправдали и даже в чем-то превзошли мои ожидания. Порадовали широтой и глубиной подхода, масштабами собранной статистики, интересными и далеко не всегда стандартными обобщениями и выводами.
Последнее в наше время является несомненным достоинством. Потому что, как бы банально ни прозвучало утверждение о том, что мир в последние годы быстро меняется, что для выживания и тем более лидерства в этом мире нужны постоянные и быстро внедряемые в практику изменения, именно эти изменения являются ключевым вызовом и создают палитру новых возможностей для бизнес-образования. Стало расхожим афористичное утверждение: «Меняйся или меняйся». То есть либо успевай за темпом перемен, новыми потребностями клиентов, либо уходи с рынка. Между тем скорость и масштабность перемен продолжают расти.
Казалось, всего несколько лет назад мы смогли определить сущностные отличия нового мира от старого, использовав акроним «VUCA» («волатильность», «неопределенность», «сложность», «двусмысленность»), но на его место уже пришел новый акроним «BANI», описывающий нынешний мир как «хрупкий», «беспокойный» «нелинейный» и «непредсказуемый» или «непостижимый». Однако, момент его появления быстро перешел в фазу старения. Начавшийся цивилизационный переход мира от однополярности к многополярности, волна санкций и радикальное изменение социально-экономического ландшафта на планете, замена курса на глобализацию курсом на «глокализацию», сочетающим возможности глобального мира с локальными интересами участников международных бизнес-проектов, вызвали запрос к новым обобщениям. Среди них сегодня наиболее органичен акроним «SHIVA», который характеризует мир как «расщепленный», «ужасный», «невообразимый», «беспощадный», но одновременно «возрождающийся» и «обновляющийся».
Применительно к бизнес-образованию «возрождение» и «обновление» уже проявляются в изменении роли и долей рынка ключевых и прочих игроков, изменении отношения со стороны клиентов к различным форматам и продолжительности учебных программ и проектов, возросшем интересе к успешным практикам слияний и поглощений, в освоении новых сегментов национального делового рынка и использовании его ранее недооцененных возможностей и др.
В этом контексте статистические материалы, психологические обобщения, экономическая, финансовая, образовательная аналитика, широко представленные в исследовании, являются сегодня особенно своевременными и нужными для российского бизнеса и бизнес-образования.
Хочу выразить надежду, что успешное сотрудничество СберУниверситета с экспертными группами РАНХиГС, членами РАБО, НАСДОБР и другими представителями индустрии бизнес-образования, чьи мнения и оценки представлены в исследовании, будет продолжено.